Прокол
КАК-ТО РАЗ ЧЕКИСТЫ ПОПЫТАЛИСЬ ЗАВЕРБОВАТЬ ЗНАМЕНИТУЮ ФАИНУ РАНЕВСКУЮ
Далеко не все знаменитости из творческой советской интеллигенции, которым делались
предложения вступить в тайный орден осведомителей, находили в себе силы отказать
вербовщикам. Однако народная артистка СССР Фаина Раневская обвела КГБ вокруг пальца,
и сделала это как истинная лицедейка.
Долго существовало расхожее мнение, будто Фаина Георгиевна, будучи женщиной
весьма рисковой, не побоялась отклонить предложение сотрудничать с органами госбезопасности,
которое сделал ей начальник контрразведки всего Советского Союза генерал-лейтенант
Олег Грибанов.
Олег Михайлович при своем небольшом росточке обладал недюжинной гипнотической
силой, великолепным даром убеждения. Подчиненные между собою называли его “Бонапартом”.
Сам Грибанов предложений о сотрудничестве Раневской не делал. На встречу с актрисой
он послал молодого опера по фамилии Коршунов, заподозрить которого в изощренности
ума можно с большим трудом.
Коршунов начал беседу издалека. Поведал он Раневской и о классовой борьбе на
международной арене, и о происках шпионов на территории СССР, которые пытаются
подставить подножку нашему народу, семимильными шагами движущемуся к светлому
будущему. Невзначай напомнил также и о долге каждого советского гражданина оказывать
посильную помощь органам государственной безопасности.
…Вслушиваясь в страстный монолог Коршунова, Раневская прикидывала, как ей половчее
уйти от предложения, которое, конечно же, должно последовать в заключение пламенной
речи опера. Для начала в своей неподражаемой манере спросила:
— Молодой человек, а где вы были раньше, когда я еще не успела разменять седьмой
десяток?
— Что вы, Фаина Георгиевна! — вскричал переполошившийся Коршунов. — Вам больше
тридцати никто не дает, поверьте… Вы — просто девочка по сравнению с другими артистками
вашего театра!
Закуривает Раневская очередную беломорину, хитро прищуривается и при этом так
спокойно говорит:
— Мне с вами, молодой человек, все понятно… Сразу, без лишних слов, заявляю:
я давно ждала этого момента, когда органы оценят меня по достоинству! И я всегда
готова разоблачать происки ненавистных мне империалистических выползней… Можно
сказать, что это — моя мечта детства. Но… Есть одно маленькое “но”.
Во-первых, я живу в коммунальной квартире, а во-вторых, что еще важнее, я громко
разговариваю во сне. Вот и давайте, коллега, а по-другому я вас, молодой человек,
и не мыслю, вместе по-чекистски поразмыслим.
Представьте, вы даете мне секретное задание, и я, будучи человеком обязательным,
денно и нощно обдумываю, как лучше его выполнить… И вдруг! И вдруг ночью, во сне,
я начинаю сама с собой обсуждать выполнение вашего задания. Называть фамилии,
имена и клички объектов, явки, пароли, время встреч и прочее… А вокруг меня соседи,
которые неотступно за мной следят вот уже на протяжении многих лет. И что? Я,
вместо того чтобы принести свою помощь на алтарь органов госбезопасности, предаю
вас!
Сценически искренний монолог Раневской произвел на Коршунова неизгладимое впечатление.
Доложив о состоявшейся вербовочной беседе Грибанову, в заключение сказал:
— Баба согласна работать на нас, я это нутром чувствую, Олег Михайлович! Но…
Есть объективные сложности, выражающиеся в особенностях ее ночной физиологии.
— Что еще за особенности? — спросил Грибанов.
— Громко разговаривает во сне… Да и потом, Олег Михайлович, как-то несолидно
получается. Негоже все-таки нашей прославленной народной артистке занимать комнату
в коммунальной квартире…
Через месяц Раневская праздновала новоселье в высотке на Котельнической набережной.
И тогда Коршунов вновь пошел на приступ. Однако каждый раз выяснялось, что
Фаина Георгиевна пока не может с ним встретиться: то она готовится к премьере,
то у нее сплин, то насморк.
В конце концов взбешенный Коршунов сообщил актрисе, что приедет к ней домой,
в новую отдельную квартиру для окончательного разговора. Не знал молодой капитан,
с кем столкнула его судьба. Вскорости в приемной КГБ при Совете Министров СССР
появился некий гражданин неопределенного возраста с испитой рожей и попросил принять
от него заявление.
Коллективное заявление жильцов высотки на Котельнической набережной, где уже
месяц проживала Раневская, через час лежало на столе у Грибанова. Жильцы верхнего
этажа (десять подписей) дружно уведомляли органы госбезопасности, что прямо под
ними проживает некая дама, которая ночи напролет громко разговаривает сама с собой
о происках империалистических разведок и о том, что она с ними сделает, какую
кузькину мать им покажет, как только ее примут в органы госбезопасности внештатным
сотрудником.
Через час Грибанов вызвал к себе Коршунова, отдал заявление, ограничившись
коротким замечанием:
— На Фаине поставь крест, ищи другого… Кто молчит во сне.
По прошествии некоторого времени Коршунову от агентуры, окружавшей Раневскую
в Театре имени Моссовета, конечно, стали известны подробности того пресловутого
“коллективного заявления”. За две бутылки водки актриса подбила на эту акцию сантехника
из жэка, того самого заявителя с испитым лицом.
Но поезд уже ушел, квартира осталась за Раневской… Потом, приглашая коллег
(а среди них были и агенты КГБ, которые “по ней работали”, что для актрисы секретом
не являлось) на чашку чаю в свои апартаменты на Котельнической набережной, Фаина
Георгиевна еще долго вспоминала незадачливого Коршунова:
— Господа, вы должны меня понять. Я отказала ГэБэ лишь по одной причине. Дать
много органам госбезопасности я не могу, а мало мне не позволяет совесть — проклятое
воспитание!..
Атаманенко Игорь, Труд.ру
|