1968 Гольфстрим
1970 Приключения желтого чемоданчика
1972 А зори здесь тихие...
1972 Мраморный дом
1973 Абитуриентка
1973 Эффект Ромашкина
1974 Второе дыхание
1974 Марина
1974 Новоселье
1974 Мужчины седеют рано
1975 Там вдали, за рекой..
1975 Повесть о женщине
1976 Преступление
1976 Быть братом
1977 Побег из тюрьмы
1977 Ералашный рейс
1977 Белый Бим - Черное ухо
1977 Талант
1977 Право на любовь
1979 Я буду ждать...
1980 Иначе нельзя
1984 Медный ангел
1984 Государственная граница. Фильм 4: "Красный песок"
1985 Тетя Маруся
1986 Секунда на подвиг
1987 Загон
1989 Кодекс молчания
1991 Яр
1992 Мужской зигзаг
1993 Ваши пальцы пахнут ладаном
1993 Волчицы
1994 Кодекс молчания-2 (Россия-Узбекистан)
2001 Курортный роман - сериал
2003 Убить вечер
2004 Исцеление любовью (Украина)
2006 Сонька Золотая ручка - сериал
2007 Эксперты - сериал
2008 Женщина без прошлого
2009 Дом с сюрпризом
ШЕВЧУК
Ирина Борисовна
Родилась 06.10.1951, Мурманск
Заслуженная артистка Украинской ССР (1974)
Лауреат премии имени Ленинского комсомола (1974)
Счастливое детство
Ирина Шевчук родилась в Мурманске. Ее отец, Борис Иванович Шевчук, служил на
Северном флоте, а мама, Майя Павловна, работала учительницей в школе. Ирина Борисовна
признается, что у нее было счастливое детство: «Я родилась на берегу Баренцева
моря, безумно красивое место - белые ночи, птичьи базары, настоящая тундра… Кто
из вас видел северное сияние? А я его видела каждый вечер по несколько раз. И
в упряжке на самых настоящих оленях каталась каждую зиму… Папа приезжал под Новый
год на оленях и возил нас, троих дочерей...»
Природа, белые ночи, северное сияние – все это располагало к тому, что Ирина
росла фантазеркой и мечтательницей. В глубине души она всегда мечтала стать актрисой.
Девочка даже устраивала дома импровизированные концерты, исполняя песни Зыкиной
про Россию, про Родину…
Когда Ирине исполнилось одиннадцать лет, ее семья переехала в Киев. Здесь в
полной мере раскрылись ее способности к педагогике (видимо сказались гены). Ирина
училась на «отлично», была комсоргом и занималась подшефной работой с так называемыми
«трудными». Она водила ребят в кино, на каток, разговаривала о книгах, то есть,
была настоящим лидером. Некоторые из ее подшефных даже влюблялись в нее…
Исполнение мечты
Как уже говорилось, Ирина Шевчук всегда мечтала стать актрисой, и однажды такой
случай подвернулся. В 10-м классе она снялась в эпизодической роли в фильме Резо
Чхеидзе «Ну и молодежь». Трех недель, проведенных на съемках, хватило, чтобы навсегда
влюбиться в актерскую профессию.
Поначалу девушка решила поступать в Киевский театральный институт. Она подготовилась,
выучила украинский репертуар, но в последний момент под влиянием подруги выбрала
ВГИК, где Народный артист СССР, профессор В.В. Белокуров набирал национальный
курс. Ирина успешно выдержала экзамены, и была зачислена в институт…
Рита Осянина
Повесть
Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», рассказывающая о подвиге девушек-зенитчиц,
противостоящих немецким диверсантам, вышла в свет в конце 60-х. Резонанс она вызвала
просто огромный. Номера журнала «Юность», где она была опубликована, в один миг
стали библиографической редкостью. Театры не преминули воспользоваться хорошим
материалом, и уже в 1970 году несколько из них (в том числе знаменитая Таганка
и Театр Советской Армии) перенесли книгу на сцену. В том же 1970 году на произведение
Бориса Васильева обратили и кинематографисты…
Режиссером будущей картины вызвался стать Станислав Ростоцкий. На роли девушек-зенитчиц
он планировал взять нераскрученных актрис. На поиски подходящих кандидатур ушло
три месяца. Тщательно, кропотливо режиссер просматривал выпускниц и студенток
театральных вузов столицы. Не обошел своим вниманием Ростоцкий и курс, где училась
Ирина Шевчук. Стоит заметить, что Белокуров обычно был категорически против съемок
своих студентов в кино, но на этот раз он возражать не стал…
Ирина Шевчук к тому времени уже успела тайком от своего преподавателя поучаствовать
в съемках сказки «Приключения желтого чемоданчика». И вот она – новая возможность!
Она пришла на пробы роли Жени Камельковой, но должного впечатления на Ростоцкого
не произвела. «Не годится, какая она Женька, пигалица?! Но если хочешь, можешь
в массовке подзаработать», - заявил он. Ирина Шевчук вспоминает: «Я не просто
переживала, я обрыдалась от обиды, а Ростоцкого возненавидела и сказала себе,
что никогда в жизни не хочу его даже знать - такое смелое заявление в начале актерского
пути». К счастью, на Ирину обратил внимание оператор, он то и уговорил попробовать
девушку на другую роль – Риту Осянину. Через несколько дней девушку пригласили
на пробы, после чего она была утверждена.
На экраны «А зори здесь тихие…» вышли в августе 1972 года. Картину давно ждали,
и она оправдала эти ожидания, собрав уже в первый год проката 66 миллионов зрителей
и заняв по этому показателю первое место. В 1973 году на Всесоюзном кинофестивале
в Алма-Ате картина Ростоцкого была удостоена Главного приза, а читатели популярного
журнала «Советский экран» назвали ее лучшим фильмом года (за «А зори здесь тихие…»
проголосовало 83% читателей). Для самой же Ирины Шевчук работа с великим Ростоцким
стала серьезной школой, сравнимой с той, что она получила во ВГИКе у Белокурова.
70-е годы
В 1972 году Ирина Шевчук окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии
и была принята на киностудию им. Довженко. Роль Риты Осяниной сделала ее актрисой
первой величины, и поэтому отбоя от предложений сниматься у Ирины не было. Она
и снималась. Вот только большинство из фильмов с ее участием не дотягивало до
уровня легендарной картины Станислава Ростоцкого. Так, например, режиссер Алексей
Мишурин в 1973 году пригласил молодую звезду на главную роль в свою картину «Абитуриентка».
В основу фильма был положен документальный факт: история юной стюардессы Надежды
Курченко, ценой своей жизни сорвавшей планы террористов по угону пассажирского
самолета. Сценарий предполагал создание увлекательной, остросюжетной ленты, однако
идеологические установки внесли свои коррективы, и в результате получилась стандартная
советская «героическая киноповесть» с вялотекущим сюжетом.
Не вызвала большого успеха у зрителей и картина Бориса Ивченко «Марина» (по
одноименному рассказу Бориса Лавренева), где Ирина Шевчук также исполняла главную
роль, а ее партнером стал популярный Владимир Конкин. Вот как писала о фильме
критик Ирина Соловьева: «В фильме романтические краски наложены гуще, чем у писателя,
но без лавреневской простодушной упоенности, отчего вся эта красочность кажется
холодной и искусственной. У сценариста А.Сацкого и режиссера Б.Ивченко к романтизму,
ими же усиливаемому, словно бы недоверие. Они подстраховываются. <…> Странной
кажется и избранная авторами безвольная свобода выразительных средств. <…>
Фильм по своей природе какой-то вяло уживчивый, впускающий на свою площадь что
придется».
Вряд
ли кто сегодня вспомнит и такие фильмы с участием Ирины Шевчук, как: «Эффект Ромашкина»
(Маша), «Второе дыхание» (Женя Жовнир), «Преступление» (Маша Стрельцова), «Право
на любовь» (Христина Николаевна Камышина) и другие.
Впрочем, были и приятные исключения. Одним из них является драма все того же
режиссера Станислава Ростоцкого «Белый Бим - Черное ухо» (1977), снятая по повести
Гавриила Троепольского. Главную роль в ней исполнил неповторимый Вячеслав
Тихонов, а Ирине Шевчук досталась роль Даши. Трогательная, сентиментальная
история об одиноком хозяине с больным сердцем и о его преданном псе была просто
обречена на успех. Уже в первый год демонстрации этот двухсерийный фильм посмотрело
свыше двадцати миллионов зрителей. В том же, 1977 году, «Белый Бим – Черное ухо»
был признан по опросу читателей журнала «Советский экран» лучшим фильмом года.
А в следующем году картина получила главный приз на кинофестивале в Карловых Варах
и даже номинировалась на знаменитый «Оскар» в категории «Иностранный фильм».
Личная жизнь
Ирина Шевчук никогда не испытывала дефицита в поклонниках. После выхода на
экраны фильма «А зори здесь тихие…» актриса получала письма мешками. Она вспоминает:
«Это приятная и красивая игра - завоевывать сердца, принимать комплементы и подарки,
влюбляться, расставаться. Практически всегда инициатором разлуки была я, не помню,
чтобы кто-нибудь из мужчин меня хоть как-то обидел». Рассказывая об отношениях
с партнерами на киноплощадке, она признается: «Приключения - да, бывали, у кого
их не было. Представьте, молодая, симпатичная, в условия экспедиции, да еще играет
о любви и при этом она говорит: «Ах, ничего не было!», - ложь. Без любовного приключения
нет стимула к жизни, но чтоб роман - Боже упаси, только не артист».
Вот и мужа Ирина Шевчук себе нашла не из актерской среды. Им стал пианист,
композитор и аранжировщик Александр Афанасьев, в те годы работавший руководителем
программы «Товарищ кино». «Два года мы друг друга не замечали, - вспоминает Ирина
Борисовна, - а потом мне предложили музыкальный номер. И вот пока мы репетировали,
между нами словно пробежала искра. Довольно быстро роман перерос в брак, «долгий
и счастливый» - как пишут в сказках».
В 1981 году у супругов родилась дочка Александра, последствии ставшая известной
актрисой.
80-е годы
В 1983 году Ирина Шевчук перешла на Киностудию имени М. Горького. К этому периоду
относится ее роли в таких картинах, как: «Медный ангел» (геолог Марина Громова),
«Загон» (жена профессора Захарова), «Секунда на подвиг» (Мария Новиченко) и других.
Как правило, это были стандартные, идеологически выдержанные и не представляющие
особого интереса ленты. Яркий пример – политический детектив Вениамина Дормана
«Медный ангел», где актриса исполнила одну из главных ролей геолога Марину Громову.
Привычный для советского периода сюжет: группа наших ученых, работающих в одной
из стран Латинской Америки, становится объектом шантажа и политических интриг
реакционных сил. Они вступают в противоборство с теми, кто пытается повернуть
время вспять, и побеждают…
Такого же плана и политический детектив Игоря Гостева «Загон», о котором и
не стоило бы упоминать, если бы не тот факт, что в фильме впервые снялась дочь
Ирины Шевчук – Александра Афанасьева-Шевчук.
Шестилетняя девочка сыграла дочку профессора Захарова.
Организаторская деятельность
С конца 80-х годов Ирина Борисовна активно занимается организаторской деятельностью.
Вместе с Борисом Токаревым, Галиной
Яцкиной, Евгением Жариковым и Всеволодом
Шиловским они организовали в 1989 году актерский фестиваль «Созвездие». А
позднее, в 1991 году, Ирина Борисовна стала одним из основателей популярного отечественного
кинофестиваля «Киношок». Страна и кинематограф в те годы переживали не лучшие
времена: кризис, безработица. Но Ирина Борисовна с огромным энтузиазмом взялась
на новое для себя дело, став генеральным директором Творческого центра «Киношок».
С каждым годом фестиваль становился все престижнее, и в 1996 году получил статус
Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии.
Помимо работы в рамках «Киношока» Ирина Борисовна с 1995 года является членом
киноакадемии «Ника», а с 2000 года - вице-президентом Гильдии актеров кино России.
Кино. Новый век
В последние годы Ирина Шевчук вновь появляется на киноэкранах. Среди ее работ
– роли в фильмах: «Исцеление любовью» (Анфиса), «Эксперты» (Татьяна Волочкова),
«Женщина без прошлого» (Лилия Семёновна), «Дом с сюрпризом» (Валерия). Но несмотря
на множество киноролей, для миллионов зрителей она по-прежнему остается Ритой
Осяниной, круглолицей девочкой-солдатом, с пухлыми по-детски губами и огромными
глазами, такой юной, и такой мужественной, бесстрашной...
Игорь BIN
Использованные материалы:
Ирина Шевчук, Биография, Международный Объединенный Биографический Центр, http://www.biograph.ru;
Катерина Рманенкова, Татьяна Алексеева, «Откровения актрисы Ирины Шевчук», http://nsvisual.com